Far far away
Behind the word mountains
Far from the countries Vokalia
There live the blind texts
 

Гостиница Shanghai Xing Yu Hotel.Шанхай.Китай.Отзыв-рассказ.2007

Без рубрики

Впечатления от ноябрьского Шанхая 2007 года.

Прошла неделя с момента возвращения из Шанхая в Москву. Я стал подумывать, что, наверное, как обычно, необходимость как-то описать свои впечатления от поездки так и останется благим пожеланием, но… случилась целая череда обстоятельств, заставивших сесть за компьютер.

Сначала уехала жена в длинную поездку в Израиль, и никто уже не стал заниматься систематическим использованием жалких урывков моего свободного времени.

Я подвернул ногу в пятницу, и поставил своей целью к понедельнику восстановиться к работе, на которой нужно стоять, ходить и так далее.

Сын в субботу умолил меня отпустить его на дачу к однокласснику кататься на сноуборде, и благополучно уехал.

В общем, все бросили меня.

Конечно, сначала я предался блаженному пушкинскому far niente, разместил, между делом, фотографии на сайте, читал, лазил по Инету, посмотрел позорный проигрыш наших футболистов в Тель-Авиве и, в конце концов, решился!

Итак, 2 ноября 2007 года вечером мы вылетаем из Шереметьево «Аэрофлотом» в Шанхай.

Перелёт


Приезжаем за два с лишним часа в аэропорт. Жуткая очередь на паспортный контроль. За порядком никто не следит. Милиции, пограничникам и служащим аэропорта нет совершенно никакого дела до пассажиров. Большинство вроде нас уныло тянется сквозь все изгибы километровой очереди до пресловутых кабинок с дамами в униформе. Лица кавказских и прочих ушлых национальностей проникают сквозь служебный проход. Коллеги и однокашники липнут до размеров снежных комьев к впереди стоящим. Наглые девушки просто подлезают под ленты, обозначающие должный порядок следования. Точно так же ведут себя и иностранцы, являющие для нас в идеале образец благопристойности и порядочности (с волками жить, по волчьи выть?) На замечания никто не реагирует.

Спустя пол-часа после того, как самолет должен был взлететь, мы проходим паспортный контроль и бегом бежим на посадку.

Взбудораженные пассажиры начинают потихоньку пьянствовать в салоне Боинга-767. Сразу открываются бутылки из дьюти фри, раздаются тосты. Впереди нас сидят два молодых индуса, в золотых кольцах, в мохнатых шубах на расстегнутой груди, пьют виски (попросив для этого у стюардесс стаканчики), угощают ближайшую публику и тараторят непрерывно на своем языке. Стюардессы их кокетливо предостерегают.

Раздается объявление, что самолет задерживается с вылетом на час в связи с тем, что необходимо принять меры к нарушающим порядок пассажирам. С задней части салона к стюарду подходит мужчина в кожаной куртке кавказского вида, начинает извиняться и говорить, что они уже прекратили выпивать, убрали бутылку. Его не слушают. Он уходит назад. Наши соседи индусы продолжают веселиться и разливать.

Минут через сорок по проходу идут двое милиционеров и выводят возмущающихся кавказцев с борта.

Что сказать? Не испытывая особой симпатии к сим наглым людям, я все-таки подумал, что опять наши прогнулись перед какими-то индусами, наплевав на соотечественников. Сама ситуация с выдворением после извинений и, спустя столь продолжительное время, после состоявшего инцидента была натянутой и искусственной. Создалось полное впечатление, что авиакомпании был нужен повод, чтобы оправдать задержку рейса более чем на полтора часа.

Поужинали. Почитал. Проснулся на рассвете, выглянул в иллюминатор. В полу-мгле далеко внизу виднеются какие-то коричневые холмы с распадками, местами покрытые снегом с редкими прямоугольничками домов, с дорогами от селений, иногда возникают лужицы водоемов.

Утро. Международный аэропорт Пудонг. Много читал о нем как об одном из крупнейших и современнейших транспортных узлов и ожидал увидеть что-то значительное. Значительное – масштабы. Громадные сараи под волнистыми крышами – вот такая внешне архитектура. Интерьеры немного инересней: с крыши тянутся внутрь какие-то сосульки. В любом случае, сравнение с теснотой и бардаком Шереметьево далеко не в пользу Отечества.

В Китае


Заранее решили добираться до города электричкой. Здесь это – поезд на магнитной подушке. Терминал прямо в здании аэровокзала. Билет второго класса стоит 50 юаней (1 USD = 7,5 RMB, то бишь Ю). Отправление частое, кажется, раз в тридцать минут. Удобные кресла голубого цвета. Разгон, легкое покачивание, на табло в конце вагона скорость – 431 км/час. Вся поездка – минут семь. Первая, она же конечная станция – будущая всемирная выставка достижений науки и техники «Экспо-2010». От нее до гостиницы еще нужно ехать на такси, стоянка и очередь на которые возле выхода со станции.

Такси, в основном, голубые «Фольксвагены Сантаны», производящиеся тут же, в Шанхае. Это морально устаревшие, но совершенно новые автомобили, сделанные по образу и подобию машин гольф-класса восьмидесятых годов. Между водителем и передним пассажиром плексигласовая стенка, так что толстым на переднее сиденье лучше не садиться – места мало. Как уже отмечали многие, да и я замечал по предыдущей поездке в Пекин, у китайцев особые способы ориентации на местности, отличные от европейцев. По-английски никто из таксистов не говорит и не понимает, тыкать его в карту с указанием места назначения бесполезно. Пока не покажешь надпись иероглифами, они вообще, как правило, не едут. Такси довольно дешевое, все, за исключением особо наглых таксеров, едут по счетчику. Первая возникающая на счетчике цифра – 11 Ю. Она включает оплату за посадку и несколько первых километров (сколько, так и не удосужился узнать, поелику зело дешево по сравнению с Москвой). Нас от станции до гостиницы довезли за 70 Ю.

Гостиница


Гостиницу Shanghai Xing Yu Hotel, 386 Ren Min Road мы выбрали сами по рекомендации с форума Винского. Она действительно находится рядом с центральной набережной Шанхая – Бундом, являющей собой этакий променад с видом одновременно и на колониальную часть с европейскими зданиями начала ХХ века, и на небоскребное современное заречье с телебашней, и с гроздьями стеклянно сверкающих тетраэдров, старающихся не повторить друг друга по форме. Через дорогу начинается туристический старый город: с изогнутыми крышами, с плавающими в прудах золотыми рыбками (они здесь преимущественно красные), с сувенирными и ювелирными магазинами, «Старбаксами» и толпами туристов, в том числе и китайских.

Все замечательно, но, как оказалось, трехзвездочная гостиница в Китае за 60 баксов и 3-х зведочный отель в Европе за такие же деньги – это две большие разницы.

Завтраки были, в основном, из блюд китайской кухни и, одно дело, когда ты сам выбираешь что-нибудь себе по вкусу в ресторане, а другое, когда видишь выбор из непременной лапши, каких-то пахучих тянущихся супов, специфических на вкус кондитерских изделий и т.д. В общем, спустя двое суток мы стали завтракать в заведениях быстрого питания американского типа. Впрочем, доплата за завтраки для двоих составила 3 доллара за день, так что мы особенно не жалели.

По ночам оказалось прохладно. Индивидуального климат-контроля в нумерах не было, а ночью, несмотря на дневные +20 градусов, было зябко спать. В ответ на наши вопросы нам порекомендовали использовать запасные одеяла, что мы и вынуждены были сделать. Однажды ночью нас разбудил громкий шум ритмичной музыки, который долго не прекращался. На наш звонок портье сначала предложил нам самим разобраться с нарушителями тишины, а когда мы стали настаивать, что это его обязанность, сказал, что он не будет против, если утром мы сделаем «чек-аут». Мы поняли, что с постояльцами домов колхозника в Китае не принято церемониться.

Но! Было же и хорошее! Действительно: до Бунда метров 800, до «олд тауна» — вообще метров сто, до пешеходной улицы в центре города минут 10-15 ходьбы.

В комнатах бесплатный Интернет по кабелю, халаты, тапочки, расчески и прочие туалетные прибамбасы в неограниченном количестве. Каждый день ставили по две бутылки минеральной воды, электрический чайник, чай и кофе.

О, забыл, забыл! Ужасно жесткие матрасы! Я чувствовал себя принцессой на горошине! Казалось, что могу пересчитать спиной и тем, что ниже, все пружины. Сын утверждал, что ему спать нормально!? Не знаю, не знаю, но жесткость китайских матрасов отмечали многие путешественники.

С учетом разницы в пять часов трое суток привыкали к новому часовому поясу: ночью я просыпался, подходил к окну, смотрел на огромные светящиеся часы на одном из домов, пытался заснуть и засыпал на рассвете.

Приехали мы в воскресенье, и после небольшого досыпа пошли на Бунд. Море китайцев, даже не знаю с чем сравнить, может быть, со станцией «Театральная» в часы пик? Фланируют, фотографируют, предлагают купить фальшивые «Ролексы», фосфоресцирующие трубки (как негры на площади Конкорд), жуют, плюются… в общем, культурно развлекаются!

В центре на другую сторону реки можно перебраться на пароме, на метро, по туристическому туннелю. Понятно, что самый близкий вариант – туннель. Спустились, зашли в прозрачную пластмассовую капсулу, поехали. Пятиминутная поездка за 45 Ю в обе стороны – сплошная цветомузыка с лазерными проекциями, надувными страшилками, бульканьем и т.п., на уровне Диснейленда для дошколят.

В башню не полезли: не такая уж она и высокая, по сравнению с Останкинской, наслышаны были про очереди, да и вообще – столько башен повидали…

Посетили ближайший торговый центр, под названием «Super Brand» — весьма и весьма обширное скопище больших и чистых магазинов этажей на десять, сетевых ресторанов и прочее. В Москве такого по просторности не встречал.

Вечером долго бродили по пешеходному центру. В Шанхае он называется Pedestrian Mall, наверное, из-за обилия магазинов, универмагов, ресторанов.

Все сверкает, переливается огнями, народу еще больше, чем на Бунде. Ходят поезда без рельсов, ездят полицейские на электромобилях, к европейцам бросаются уличные продавцы все с теми же назойливыми предложениями: «Воч, геймс, шуз!». Знай – уворачивайся, чтобы никто не налетел, не снес. Такой дистанции «прайвеси» как в Европе или Америке в Китае (как, впрочем, и в России) нет, так что ненароком задеть или оттоптать ногу запросто могут, а извиняться никто не будет. Но народу в одном Шанхае миллионов 20, какие уж тут расшаркивания: не до жиру, быть бы живу!

Так прошел первый день.

Впечатления от недели пребывания промелькнули калейдоскопом, и вот теперь я стараюсь эти сгустки эмоций разложить на какие-то информационные фрагменты.

По настоящему старые, а не стилизованные кварталы Шанхая. Над улицей гроздья электрических проводов. Многочисленные лавочки и небольшие магазинчики с одним продавцом продают какой-то рукодельный ассортимент, одежду, пуговицы, кружева. Через каждые несколько шагов харчевни, порой на один столик и пару кастрюль. Что и как готовят, не знаю: заходить с целью перекусить как-то не хотелось. Запах специфический, да и не сверкает там все чистотой. Но китайцы, даже прилично одетые, посещают сии заведения общепита, а чаще что-то берут с собой. Мусорщиков много, урны есть, но при такой плотности населения убирать за всеми не успевают: грязновато, как у нас в районе вокзалов, хотя дождей и не было.

Старый показушный город для туристов. Существенно почище. Дома в нарочито китайском стиле с загибающимися вверх крышами. Ювелирные магазины с ассортиментом изделий по нескольку тысяч баксов за единицу местного производства. Прудики с золотыми рыбками. «Макдональдсы», «Старбаксы», правда, раза в два-три дешевле, чем в Москве. Толпы китайских и европейских туристов.

Район небоскребов, треть из которых еще достраивается. Здания стараются быть непохожими друг на друга: сверкают голубым, синим, зеленым стеклом; выпирают неправильной формы поверхностями; между домами зеленые пятна искусственных сквериков. В большинстве билдингов, видимо, офисы, так как народу на улицах сравнительно немного. Лучше всего разглядывать это великолепие с другой стороны реки.

А река – Хуанпу. Сразу же за Шанхаем сливается с великой Янцзы. Мы хотели скататься туда на теплоходе, но оказалось, что такие экскурсии предусмотрены только летом, а в ноябре, несмотря на плюс двадцать, они уже отменены. Поплавали по центру, пофотографировали. Большинство пассажиров, как и следовало ожидать, иностранцы. Пристроились в хвост очереди. Стоящие сзади поздоровались: «Hallo!». Разговорились. Пенсионеры. Американцы. Но страну происхождения назвали как-то боязливо тихо: “USA…”. Потом мы на протяжении поездки наблюдали, как они доставали другого американца, помоложе: «Мы вместе уже 45 лет. У нас трое внуков. Она меня любит (о жене). А Вам сколько лет? Чем Вы занимаетесь?». Бедный соотечественник, попавший, видимо, в лапы провинциалов, тихонечко сместился на другой борт и выходил с кораблика самый последний.

Транспорт и движение.


Самый распространенный среди местных: ржавые велосипеды с одной скоростью и скутеры. Очень много электрических мопедов и скутеров. Бензиновые – в явном меньшинстве. Мусорщики на трехколесных велосипедах с коробом. Грузовые трехколесные мотоциклы. Легковые машины, в основном, «Фольксвагены» и «Бьюики». Иногда японцы. Дорогих машин бизнес- и представительского класса мало, но однажды видели «Феррари». Автобусы разные, в том числе двухэтажные, с дисплеем, указывающим номер и маршрут. Метро менее заполненное, чем в Москве, но более, чем в Пекине. Движение стремное. На перекрестках обычно нет стрелок, и когда загорается зеленый, никто не ждет проезда по прямой навстречу, устремляются наискосок-наперерез. Скутеры, велосипедисты и мотоциклисты ведут себя как пешеходы: притормаживают перед светофором и, если, по их мнению, смогут проскочить перед четырехколесным транспортом, проскакивают. На пешеходов внимания никто не обращает. Машины смело поворачивают на переход даже в том случае, если горит специальный пешеходный зеленый сигнал. Прочие также считают, что пешеходы должны уворачиваться от моторизованного транспорта. В общем, вращай головой на 360 градусов. Один труп под машиной мы видели на маленькой улице. Старики держатся за руку при переходе улицы. Детей переносят на руках, колясок мы не видели вообще.

Шопинг.


Есть громадные шопинг-центры вроде «Супербрэнда», есть универмаги (Department Story), есть большие сетевые магазины, такие как «H&M», «Meterbonwe», «Benneton», еще что-то подобное. Очевидно, что цены ниже, чем в Москве, раза в два. Особенно это заметно на пустяках, вроде маек. Тишотка с пупырчато-резиновой надписью “VIERA” с обозначением выпуклым на спине “JUVENTUS”с двумя лазерными нашлепками идентичности “Prodotto ufficiale” наверняка стоила бы в первопрестольной за штуку деревянных. В Шанхае в фирменном спортивном магазине строго 7 долларов. К пафосным вещам не приценялся. Везде можно торговаться. В маленьком магазине вам скинут больше, в большом меньше, но в любом случае дискаунт 10-15% получите. На рыке можно и поболе, но не так, как в Пекине.

Китайцы.


В Пекине они, с европейской точки зрения, маленькие, а в Шанхае очень даже ничего. Молодежь довольно рослая, но и среднее поколение невысоким не назовешь. Одеваются повседневно просто. Мужчины в какие-то гибриды пиджака и куртки, женщины тоже во что-то неброское. Молодежь выглядит порой мажорно и гламурно, как сказал мой сын. У многих в руках смартфоны: аналогичные европейским китайские модели стоят здесь намного дешевле.

Конечно, манера их поведения неевропейская, но это было бы и странно. При таком количестве народа я думаю, что они ведут борьбу за выживание, а тут уж не до манер… Мне всегда интересно смотреть не на памятники архитектуры, а на повседневную жизнь людей. Старики заботятся друг о друге, ходят, держась за руку (как пионеры). Детей ласкают, лелеют, носят, в буквальном смысле слова, на руках. Женщины самостоятельны: могут быть и за рулем автомобиля, и трехколесного грузового мотоцикла. В ожидании поезда многие читают; при этом, забираясь с ногами на лавку, ботинки снимают. Довольно много нищих пожилого возраста ( я слышал, что в Китае пока нет пенсионного обеспечения): они иногда ходят за европейцами с алюминиевыми мисками, выпрашивая милостыню. Но это местами.

Такими достопримечательностями как пагоды, океанариумы, зоопарки, телебашни мы объелись в других местах, поэтому их не посещали. Но съездили в Сучжоу, который в путеводителях расхваливается как китайская Венеция. Еще раз убедился, что других венеций не бывает. И Петербург, и Амстердам, которые также пытаются сопоставить с любимым городом Бродского, это совсем не то, хотя, на мой взгляд, интереснее, чем сравниваемый адриатический предмет. А Сучжоу… Город с миллионным населением, к которому можно доехать со скоростью 250 км/час из Шанхая буквально за 40 минут. Жуткое количество желающих посодействовать туристам возле вокзала. Даже если отмахиваешься от них, они все равно преследуют тебя. Купили карту за 10 Ю. Поняли, что от достопримечательностей мы далеко. Абориген, преследовавший нас, за три часа и 70 Ю обещал повозить на машине на Холм Тигра, шелковую фабрику и доставить в центр. Сторговались за 50 Ю. Можно было взять его и на целый день, но у нас не было желания скакать от одной достопримечательности к другой – мы ведь наблюдаем жизнь прежде всего. На Холме Тигра пагода 16 века, тихие каналы, бамбуковые заросли, сад бонсай, водопадики и много-много китайцев. Впрочем, попались и соотечественники, внимавшие местному гиду. После Тигрового Холма у нас пропало желание куда-либо еще ездить. Перекусили в мексиканском ресторане с Wi-Fi, где сидели одни европейцы. До вечера шлялись и наблюдали современную жизнь исторического места. В центре много велорикш, и не только для туристов. Что-то жарили типично китайское, за чем стояла очередь, а мы затыкали носы и побыстрее проходили мимо. Универмаги немного поменьше, чем в Шанхае. Вокзал просторный, на всех хватает сидячих мест. На перрон пускают только по билету, и только при подходе поезда. На обратном пути поняли, что Wi-Fi есть и в вагоне поезда, потому что много народу чатилось с ноутбуками в креслах по соседству.

Общепит.


Мы оказались не в восторге. Помню, что я получил гораздо более сильное впечатление, посетив некогда популярный китайский ресторан «Панда» (его сейчас нет) на Тверском бульваре. Не зная местных особенностей, трудно выбрать правильное блюдо, даже если его название и ингредиенты дублируются на английском. Тем не менее, мы побывали в ресторанах шанхайской и кантонской кухни и не поняли, в чем существенное отличие. Наверное, здесь нужен был гид. Неплохо, но и не забирает так, как, например, в Таиланде, где все ярко, остро… Попутно окучили вьетнамский (суп из морепродуктов был великолепен!), тайский (том-ям был не тот…), японский сетевые рестораны. Цены раза в три-четыре дешевле Москвы, но вина практически нигде нет в доступной таре (375 мл). Только бутылочное пиво, а там, где дороже, даже баночное… В одном месте дважды поужинали – в пристройке к отелю Рамада 5 звезд. Меню декларировало, что все готовится в отельном ресторане. И правда, уровень исполнения европейских основных блюд, и десертов соответствовал, были даже в наличии пресловутые хаф-ботлы, и все относительно недорого, но во второй раз сын вскочил с места и заорал благим матом: по дивану и по полу бегали рыжие мерзкие твари с усами – прусаки. Поневоле подумаешь после этого: а нужны тебе пятизвездочные отели и рестораны, если в сетевых этой гадости ты ни разу не замечал.

Но вот эти замечания о тараканах и нищих вовсе не камень в адрес Китая. Надеюсь, что хорошего я написал и отметил гораздо больше. Мы увидели колоссально трудолюбивый китайский народ, за небольшие, по нашим меркам, деньги, возводящий небоскребы мировой величины, строящий дороги и аэропорты, сотворивший скоростные магистрали, обслуживающий в такси, ресторанах, магазинах соотечественников и туристов. Не было совсем пьяных. Как любят и лелеют китайцы детей! Как заботятся старики друг о друге! Нам есть о чем подумать. Нам стоит ездить в Китай.