Суринам. Это государство на северо-востоке Южной Америки. Пограничные соседи страны Французская Гвиана, Бразилия и Гайана. По нашим меркам в совсем небольшом Суринаме множество национальностей. Здесь живут индийцы, потомки иммигрантов, приехавших в страну в 19 веке; негры и мулаты, которых в Суринаме называют креолами; выходцы из Индонезии; так называемые «лесные негры», потомки беглых рабов, живущие во внутренних областях страны; коренные индейцы; китайцы и европейцы.
Каждая национальность занимает свое место в обществе. Например, креолы поселились в столице и ее пригородах, индийцы облюбовали наиболее продуктивные сельскохозяйственные районы, а индонезийцы живут в менее плодородных районах, где трудятся наемными рабочими на плантациях.
Этническая пестрота Суринама отражена и в языке. Официальный язык голландский, но многие жители страны не считают его родным, а некоторые не знают его вовсе. Языком межэтнического общения стал рожденный в негро-мулатской среде язык шранан тонго, иначе говоря — негро-инглиш, который также называют токи-токи или суринамским. В стране говорят еще по меньшей мере на 16 языках, включая хинди, два языка «лесных негров», и как минимум четыре индейских наречия.
Столица Суринама — город с красивым именем Парамарибо, часто сокращаемый просто в Парбо. Это любопытный гибрид северной европейской цивилизации и тропической Америки. Внушительные кирпичные колониальные здания перемежаются травянистыми квадратами площадей и деревянными зданиями. Узкие улицы, обсаженные высокими пальмами, составляют целые городские области, а мангровые заросли окаймляют прибрежную полосу столицы. Мечети и синагоги стоят рядом, продавцы торгуют вразнос местным вином и голландским пивом, а традиционный местный напиток ром подают многочисленным посетителям разнообразных кафе и баров, расположенных прямо на тротуарах по парижскому образцу. Центр Парамарибо — Онаф-ханкелийнсплейн («Площадь Независимости»), лежащая у стен Президентского Дворца. Сразу за дворцом — парк с высокими пальмами, населенный многочисленными тропическими птицами. К востоку от площади Независимости — форт Зеландия, прибрежная укрепленная цитадель XVII столетия, где содержали и пытали политических заключенных.
Национальный парк Браунсберг (приблизительно в полутора часах езды от Парамарибо) — один из самых больших в мире «диких» массивов вечнозеленого тропического леса. С разрешением от индейцев-кариба и нанятым каноэ, можно посетить заповедник Галиби, где в июне и июле откладывают яйца тысячи зеленых морских черепах — это одно из немногих мест в мире, где можно наблюдать этот процесс в естественных условиях. Благодаря мастерству проводников, черепахи никаких неудобств не испытывают. В близлежащей деревушке Альбине мест для отдыха нет, но никто не будет смотреть косо, если вы повесите свой гамак прямо в парке.
Кстати, при поездке в тропический лес необходимо воспользоваться теми турами. которые устраивают под руководством опытных местных проводников, особенно в прибрежные районы, доступ в которые иначе может быть крайне труден, а иногда и попросту невозможен. Небезынтересны путешествия по многочисленным местным рекам в маленьких лодках, или по побережью — между различными городами и поселениями местных жителей (такой вид туризма считается «самым суринамским»).
В ресторанах принято дать чаевые — примерно 10% от суммы счета. Учтите, что зарплата официантов очень мала, поэтому если вы можете позволить себе давать чаевые, то качество обслуживания будет очень хорошим и дружелюбие персонала будет очень искренним. А-вот водители такси чаевых не требуют, хотя возможно округлять плату за проезд для удобства или оговорить плату (и особенно вид валюты) заранее. Покупая что-то на рынках, особенно изделия кустарного промысла, не забудьте поторговаться. Не лишним торг будет и в гостиницах, но только в межсезонье или при длительном пребывании. И еще одно. Ограничений на передвижение по стране для украинских граждан нет, впрочем без сопровождения местных должностных лиц вообще не следует предпринимать какие-либо незапланированные вылазки из соображений элементарной безопасности.
Доллары США — наиболее обычная в Суринаме валюта — ими можно расплатиться практически везде. А вот обмен денег на суринамские гульдены отнимает достаточно много времени и требует множества документов. Подавляющее большинство магазинов и учреждений принимают доллары по обычному курсу, часто более выгодному, чем в случае оплаты гульденами, многие магазины даже указывают цены в долларах.