Барселона — город коктейль, город мозаика! Как в его квартале намешано много стилей, так и сама столица каталонии может повеселить, удивить и даже испугать…
Во II веке до н. э. благодаря войскам римлян на горе Монжуик возникло стихийное поселение, названное по фамилии их военачальника — Барсина. Позднее название преобразовалось в более благозвучное Барсели-на и, наконец, Барселона. Но у местных жителей своя версия, почему любимый город называется так, а не иначе. Все дело в сочетании трех самостоятельных слов: Ваг — «бар», Cel — «небо» и Опа — «волна». Воб-щем Barcelona — не что иное, как «бар под открытым небом с видом на море». И вы быстро убедитесь, что в этой шутке только доля шутки…
МЫ ГОВОРИМ «БАРСЕЛОНА», ПОДРАЗУМЕВАЕМ — ГАУДИ
Визитка города — Гауди. Конечно, вы наверняка прогуляетесь и по пешеходной Рамбле, и отдохнете на травке парка Цитадель, и посетите королевский дворец, в тронном зале которого Изабелла II пообещала Колумбу снарядить экспедицию… Но что делает Барселону неповторимой и неподражаемой, это, конечно, архитектура Антонио Гауди. Вот почему не имеет смысла заказывать отдельно обзорную экскурсию по городу, а потом, как предлагает большинство агентств, покупать еще четырехчасовой тур «Барселона + Гауди». Эти имена настолько переплелись, что невозможно рассказывать о первом, не упоминая второго, и наоборот. Ведь из 16 построек Гауди 11 находятся в Барселоне.
ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ НЕ ПРОСТО
Антонио родился в семье кузнеца. Из-за ревматизма мальчик не мог играть со сверстниками, поэтому целымидня-ми рисовал, чертил, складывал из камушков и травинок различные аппликации.
Когда Гауди окончил архитектурный институт, преподаватели сказали: «Он или гений, или сумасшедший!». Он был и тем и другим. Он создавал необычные творения и при этом имел невозможный характер, о котором ходят легенды. Например, когда супруга фабриканта Мила возмутилась, что комнатки в построенном для них доме получились слишком маленькими, а из-за волнистости стен и узких проходов даже рояль не внесешь, Гауди сквозь зубы посоветовал учиться играть на скрипке.
Это потом уже дом Мила стал первым из сооружений XX века, включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. При жизни архитектора его творение не произвело должного впечатления на барселонцев и за тяжелый, неровный фасад было прозвано Педрерой — каменоломней. Просто Гауди считал, что прямые линии — это смерть. Жизнь же не может быть столь однообразной. Поэтому все его творения асимметричны, с массой пересекающихся-переплетающихся деталей, с мифологическими животными и образами из снов.
ДРУЖБА В ПОМОЩЬ
Однако фортуна все же покровительствовала гению. И не только фортуна. Промышленник Эузеби Гуэль, увидев на парижской выставке резную витрину для перчаток от Гауди, разыскал талантливого мастера. Именно для Гуэля архитектор построил первый дом — с подземным гаражом и необычными вентиляционными трубами, украшенными мозаикой. Благодаря новому другу у Гауди стали появляться и другие заказчики —семейство Батльо, Висенс… Хотя не все было столь радужно: парк Гуэль современники называли провалом века. Покровитель Гауди выкупил огромный холм недалеко от Барселоны, намереваясь выстроить там город-сад небывалой красоты. Увы, всего лишь два участка нашли хозяев: урбанисты сетовали на отдаленность от центра, а желающие покоя и тишины были недовольны близким соседством с шумным городом.
Тем не менее Гауди успел оформить вход парка двумя домиками, спроектировать лестницу сфонтаном, из плитки выложить герб Каталонии и ящерицу, ставшую одним из символов Барселоны. А еще украсить мозаикой самую длинную скамейку-парапет, для чего все его рабочие собирали на улице старую посуду, плитки, бутылки… Как патриот, Антонио использовал только местные строительные материалы.
Да и разговаривал архитектор исключительно на каталонском языке — даже при общении с заказчиками-испанцами требовал переводчика. Он был, по сути, городским сумасшедшим, чудаком: ходил в обносках, питался чем попало… В голове была только работа! Поскольку Гауди из-за ревматизма неохотно брал в руки карандаш, все чертежи и расчеты производились в уме. Поэтому когда гений попал под трамвай, возникло столько трудностей с Саградой Фамилией.
ЗАМОК ИЗ ПЕСКА
Когда умер Гуэль, архитектор перестал брать светские заказы и всецело посвятил себя давней мечте — возведению Церкви святого семейства, Саграды Фамилии. Несмотря на благое намерение построить собор века, стройка шла вполне в характере «прораба». Например, Гауди загипсовал ослика и подвесил на высоту — для неподвижного позирования и досконального соответствия. Когдаодин из каменщиков узнал, что следую-щим «натурщиком» предстоит стать ему, он от страха потерял сознание.
Посмотреть стройку века, о которой все говорили, приехал даже Папа Римский и был обескуражен гламурно-черепичными крестами в виде солнца. Но Гауди не смутился: «Ваше Святейшество, а разве религия не каксолнце, лучи которого должны освещать путь тем, кто еще не нашел дорогу к вере?». Папа Римский сразу не нашелся, что ответить. Однако не мог допустить, чтобы последнее слово осталось за строптивым архитектором, и ехидно спросил: «Почему же так медленно идет строительство?». На что Гауди не менее ехидно ответил: «Мой заказчик не торопится».
К слову, строительство церкви ведется по сей день. Власти Каталонии каждый год объявляют конкурс среди молодых архитекторов, позволяющий победителю в течение года продолжать дело рук Гауди.
А ЗА УГЛОМ-ПИКАССО…
Барселона — удивительное место. Гулять по нему необычайно интересно — никогда не знаешь, что ожидает за углом. На площади перед центральным собором, прямо нафасаде здания — гигантский рисунок Пикассо. Таким образом мэтр отблагодарил город за первую выставку. Вообще-то работы великого художника можно увидеть и в музее, и в арт-кафе «4 кота» — в юности Пабло в качестве первого заказа нарисовал меню питейного заведения. После смены управляющего ресторан уже не может похвастаться хорошей национальной кухней, но зайти начашку кофе и полюбоваться рисунками Сальвадора Дали, Жоана Миро и других знаменитостей стоит.
НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В ТЕМНОТУ ГУЛЯТЬ!
В Барселоне всегда следует держать ухо востро. Бульвар Рамбла просто кишит карманниками. И даже если вы отойдете немного от туристических троп, к вам все равно могут подойти крепкие парни с суровыми лицами в спецодежде, сунуть под нос красную корочку и потребовать паспорт. При этом рядом стоящий мальчик-одуванчик, минутой ранее попросивший сфотографировать его на фоне непонятно какой стены, будет растерянно бормотать «Туриста, туриста!». Люди в черном на него шикнут, и он как миленький вытянет из кармана документ, всем своим видом предлагая вам последовать его примеру.
Мы небыли столь сговорчивы. Оценивситуациюрепликой «это развод!», улыбнулись и, не поворачиваясь к странным субъектам спиной, сделали несколько шагов назад. А потом спокойно перешли на другую сторону улицы. Удивительно, но сзади раздалось: «Руссо? О-о! Браво!». Нас еще и похвалили за бдительность и сообразительность! Даже грабители в Барселоне не такие, как везде.
Как рассказали местные, ежедневно в каждое из десяти городских отделений полиции приходят четыре-пять раздетых иностранцев, у которых подобные молодчики забрали паспорта, завели в ближайшую подворотню и оставили без всего — аппаратуры, денег, одежды и надежды беспроблемно вернуться в родные пенаты. По испанскому закону, каждый турист обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Но если вы непохожи на арабского террориста, вас никто и не остановит. В любом случае будет достаточно ксерокопии паспорта и авиабилетов, оригиналы же лучше хранить в сейфе отеля.
Нашего знакомого обворовали в ресторане — надо сказать, достаточно дорогом. Он повесил барсетку на спинку стула, сверху — куртку. А когда закончил трапезу, под одеждой ничего не оказалось.
Впрочем, криминала хватает и в родном отечестве. И если соблюдать элементарные меры безопасности и не бродить по ночам в закоулках Барсело-неты, опасность не грозит. Хотя наш опыт показывает: даже подобные инциденты имеют право быть. Ведь это тоже штрихи к портрету Барселоны.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
В 60 км от Барселоны расположен бенедиктинский монастырь Монсеррат. который стоит посетить. Помимо удивительной природы (Монсеррат дословно переводится как зубчатая, распиленная гора), там находится главная католическая святыня Каталонии — Черная мадонна с младенцем, которую ласково называют «чернушкой» или «смуглянкой». Считается, что она помогает сеньорам обрести женское счастье, а бездетным парам обзавестись потомством. Вероятно, поэтому каждая каталонка при крещении получает в честь «смуглянки» второе имя, хотя не все барышни оставляют его основным — как оперная дива Ка-балье. Что интересно, вход к святыне бесплатный и свободный путь на второй этаж проходит прямо через крипты.
Алёна Турлова-Осипенко.Теленеделя.
При перепечатке — активная гиперссылка обязательна!